Добро пожаловать на официальный сайт Россельхознадзора!
|
Новости

Версия для печати

Об участии руководителя Россельхознадзора Сергея Данкверта в заседании комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии

17 октября 2013 г.

© Центральный аппарат

На заседании Сергей Данкверт выступил с докладом на тему «О ситуации, сложившейся в регионах России с африканской чумой свиней и различными заболеваниями крупного рогатого скота».

В 2013 году вспышки африканской чумы свиней регистрировались в 9 субъектах Центрального федерального округа России — Воронежской, Тверской, Тамбовской, Белгородской, Смоленской, Московской, Ярославской, Тульской и Владимирской областях. Основной причиной столь стремительного распространения заболевания является антропогенный фактор — нарушение санитарных и ветеринарных мер, отсутствие объективного учета поголовья в личных подсобных хозяйствах, межхозяйственные, транспортные связи, и главное - практика скармливания животным не обработанных должным образом пищевых отходов. Кроме того, свою негативную роль сыграло неэффективное проведение мероприятий по снижению численности и миграционной активности кабанов на территориях Тверской и Московской областей. Все это привело к тому, что на территории Центрального федерального округа формируется новая эндемичная по АЧС зона. Всего же по стране в текущем году выявлено 86 неблагополучных по заболеванию пунктов и 89 инфицированных объектов. Вспышки АЧС регистрировались в 15 субъектах Федерации — республике Северная Осетия-Алания, Воронежской, Ростовской, Волгоградской, Тверской, Тамбовской, Саратовской, Белгородской, Смоленской, Московской, Псковской, Ярославской, Тульской и Владимирской областях, а также в Краснодарском крае. Две эндемичные зоны распространения АЧС, на юге и в центральной части Европейской территории России имеют тенденцию к сближению. Остается весьма высокой угроза заноса инфекции в любой благополучный по заболеванию регион страны.

Распространению АЧС, отметил Сергей Данкверт, способствует целый ряд факторов — отсутствие объективного учета поголовья свиней, содержащихся в мелкотоварных свиноводческих хозяйствах (ЛПХ, КФХ), неисполнение требований Инструкции о мероприятиях по предупреждению и ликвидации АЧС, неисполнение хозяйствующими субъектами ветеринарно-санитарных требований по соблюдению работы предприятий в режиме закрытого типа, ветеринарно-санитарных правил для специализированных свиноводческих хозяйств, ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, несанкционированный убой свиней и укрывательство продукции свиноводства при осуществлении карантинных мероприятий в первой угрожаемой зоне, неэффективное функционирование карантинных постов на дорогах федерального и регионального уровней, деятельность недобросовестных хозяйствующих субъектов, занятых несанкционированной реализацией кормов, скупкой свиней и мясного сырья у населения в первой угрожаемой зоне и дальнейшей перепродажей животных и мясной продукции в благополучных районах этого же субъекта или в других субъектах Федерации, использование в корм свиньям пищевых отходов, бессистемное проведение работы по утилизации и недопущению попадания в кормовую цепочку пищевых отходов, отсутствие оперативности в принятии мер по локализации очагов АЧС и межведомственная разобщенность, недостаточный уровень разъяснительной работы с населением, сокрытие информации о падеже животных, незаконное захоронение трупов животных на свалках и других местах, недоверие граждан к действиям компетентных органов, направленным на профилактику распространения АЧС или локализацию очагов этого заболевания, непринятие мер по снижению численности кабанов, а также по диагностическому отстрелу кабанов (с целью отбора проб на АЧС) в особо охраняемых природных территориях регионального и федерального значения, отсутствие скоординированных действий администраций субъектов в составе федеральных округов по проведению мероприятий, направленных на недопущение и локализацию АЧС в дикой фауне, отсутствие федеральной базы данных по поднадзорным государственной ветеринарной службе объектам, на которых осуществляется оборот подконтрольных товаров, отсутствие нормативного правового акта по переводу оформления ветеринарных сопроводительных документов в электронном виде, а также «мягкость» норм КоАП в отношении физических лиц, нарушающих требования законодательства.

Сергей Данкверт подчеркнул, что первоочередной задачей является принятие мер, которые позволят пресечь дальнейшее распространение заболевания на территории страны для его дальнейшего искоренения. В числе таких задач он назвал обеспечение объективного учета свиней в хозяйствах всех форм собственности, включая личные подсобные хозяйства граждан, выявление и пресечение фактов несанкционированного перемещения всеми видами транспорта живых свиней, свиноводческой продукции и сырья, кормов для свиней, а также фактов неправомерной реализации свиноводческой продукции на розничных рынках, в том числе «рынках выходного дня», иных местах скопления граждан, обеспечение контроля за оборотом и утилизацией пищевых отходов, образующихся в учреждениях и организациях общественного питания, больницах, госпиталях, войсковых частях, исправительных учреждениях ФСИН России, школьных и дошкольных учреждениях, на иных объектах, независимо от их формы собственности и ведомственности, а также обеспечение утилизации биологических отходов на подведомственной территории, введение на территориях регионов страны, где регистрировались очаги АЧС и сопредельных с ними (территории Южного и Северо-Кавказского федеральных округов, а также Воронежской, Саратовской, Белгородской, Курской, Липецкой, Тамбовской, Пензенской, Рязанской, Тульской, Калужской, Орловской, Брянской, Смоленской, Тверской, Московской, Владимирской, Ивановской, Ярославской, Вологодской, Новгородской, Псковской и Ленинградской областей) запрета на содержание домашних свиней в хозяйствах всех форм собственности (включая личные подсобные хозяйства граждан), не обеспечивающих необходимый в условиях неблагополучия по АЧС уровень биологической защищенности, то есть имеющие первый (самый низкий) и второй компартмент (зоосанитарный статус), безотлагательное создание на территориях вышеуказанных регионов России вокруг промышленных свинокомплексов, а также вдоль административных границ с субъектами Российской Федерации, где есть очаги АЧС, двадцатикилометровых буферных зон, свободных от домашних свиней, содержащихся в хозяйствах всех форм собственности (включая личные подсобные хозяйства), имеющие первый и второй компартмент, и обеспечение на территориях этих регионов максимально возможного снижения численности и миграционной активности диких кабанов, в том числе на особо охраняемых природных территориях регионального и федерального значения. Для достижения этих целей должны быть созданы соответствующие условия, предусматривающие в частности, восстановление единой структуры государственной ветеринарной службы, при которой местные органы ветеринарии в обязательном порядке выполняют распоряжения федерального органа; внесение изменений в законодательство Российской Федерации, в том числе в Федеральный закон от 07.07.2003 № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве», в котором необходимо установить обязанность владельцев животных сообщать о виде и количестве, содержащихся животных, а также оперативно информировать государственную ветеринарную службу и органы местного самоуправления обо всех изменениях количества животных (вновь приобретенные, рожденные, павшие, перемещенные и т.д.). Все функции по ветеринарному надзору необходимо отнести к полномочиям Российской Федерации, внести соответствующие изменения в Положение о государственном ветеринарном надзоре, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 5.06.2013 № 476, функции по контролю за утилизацией и уничтожением биологических отходов отнести к полномочиям федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по надзору в области ветеринарии. Необходимо введение системы выдачи ветеринарных сопроводительных документов в электронном виде с помощью Государственной информационной системы в сфере ветеринарии, обеспечивающей прослеживаемость перемещений поднадзорных грузов в режиме реального времени и с подтверждением начала и завершения перевозки. Должно быть обеспечено целевое финансирование комплекса мероприятий по предупреждению заноса, распространения и ликвидации АЧС, предусмотрев в консолидированном бюджете денежные средства на предупреждение распространения и ликвидацию АЧС.

Серьезные опасения Россельхознадзора вызывает и ухудшение эпизоотической ситуации по целому ряду других особо опасных заболеваний, таких как туберкулез, бруцеллез, лейкоз, лептоспироз, оспа овец и коз, и ящур. В частности, если за весь 2011 год в России было выявлено 11 новых неблагополучных по туберкулезу пунктов, то лишь за первое полугодие текущего года их было зарегистрировано 16. По бруцеллезу в текущем году выявлено 225 неблагополучных пунктов, 218 новых очагов лейкоза крупного рогатого скота, 61 пункт, неблагополучный по лептоспирозу, зарегистрирована новая вспышка оспы овец и коз в Забайкальском крае. Особую обеспокоенность Россельхознадзора вызывает занос на территорию страны в текущем году вируса ящура. При этом вспышки произошли в двух отдаленных друг от друга регионах страны, на Дальнем Востоке и Северном Кавказе. Вирусы принадлежат в двум серотипам, ранее на территории страны не встречавшимся. Как и в случае с африканской чумой свиней, для борьбы с другими особо опасными инфекциями необходимо принятие мер по восстановлению функционального единства государственной ветеринарной службы, строгий учет поголовья и контроль перемещения животных, а также принятие скоординированных мер по борьбе с каждым из этих заболеваний.

Категории: Африканская чума свиней , События , Ветеринария , Руководство , Эпизоотическая ситуация

Ключевые слова: АЧС, КРС, Мероприятия, Данкверт С. А., Заседание, Выступление, Эпизоотическая ситуация

Новости по теме

О состоявшемся в г. Красноярске совещании по вопросу распространения африканской чумы свиней под руководством заместителя руководителя Россельхознадзора Константина Савенкова  / 27.11.2017

О видеоконференции Россельхознадзора по ликвидации и недопущению распространения африканской чумы свиней и других заразных болезней животных на территории России  / 28.12.2016

О рабочем визите Заместителя Руководителя Россельхознадзора Николая Власова в Крым  / 12.02.2016

О совещании в Крыму на тему: «Африканская чума свиней в Российской Федерации и меры, направленные на недопущение возникновения и распространения этой болезни»  / 27.05.2015

О переговорах руководителя Россельхознадзора Сергея Данкверта с послом Польши Войцехом Зайончковски  / 11.03.2014

О встрече руководителя Россельхознадзора Сергея Данкверта с генеральным директором Генерального директората Еврокомиссии по здоровью и правам потребителей Паолой Тестори Коджи  / 21.02.2014

О предстоящих консультациях Россельхознадзора с представителями ветеринарных служб и отраслевых ассоциаций ряда стран Евросоюза  / 17.02.2014

О рабочей встрече заместителя руководителя Россельхознадзора Евгения Непоклонова с губернатором Калининградской области Николаем Цукановым  / 11.02.2014

Об участии заместителя руководителя Россельхознадзора Евгения Непоклонова в заседании Чрезвычайной противоэпизоотической комиссии (ЧПК) по борьбе с африканской чумой свиней в Калининграде  / 11.02.2014