Добро пожаловать на официальный сайт Россельхознадзора!
|
Новости

Версия для печати

Об участии заместителя руководителя Россельхознадзора Николая Власова, в заседании круглого стола на тему «Новый закон «О ветеринарии»: почему взволнован бизнес?»

7 октября 2010 г.

Заседание круглого стола состоялось вчера в РИА Новости по инициативе ряда отраслевых и профессиональных союзов и ассоциаций России. Во вступительном слове председатель правления Национального союза производителей молока Андрей Даниленко выразил острую озабоченность отрасли по поводу внесения изменений в национальное ветеринарное законодательство.

Он отметил, что безопасность пищевой продукции должна гарантироваться национальной ветеринарной службой, структура которой должна полностью обеспечивать ее функции. Контроль безопасности пищевой продукции, в частности молочной, должен полностью обеспечивать интересы рядового потребителя, а также обеспечивать равные и справедливые условия для всех участников рынка. Любое ослабление контроля при этом выгодно лишь недобросовестным производителям, пренебрегающим соблюдением норм безопасности.

К его сожалению, законопроект о ветеринарии, уже прошедший первое чтение в Государственной Думе, не обсуждался с привлечением деловой общественности, и в частности, не проходил экспертизу специалистов Национального союза производителей молока. При этом не надо забывать, что безопасность молочной продукции является важным фактором, обеспечивающим безопасность населения. Это крайне серьезный вопрос. Риски от того, что на рынок будут допущены недобросовестные производители, намного перевешивают сомнительную выгоду от сокращения затрат из бюджета на содержание государственной ветеринарной службы. Вопрос о необходимой стране структуре ветеринарной службы должен решаться не кулуарно, не политически, а открыто и профессионально.

Сергей Лисовский, как заместитель председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике, отметил, что данный законопроект не поступал и в Совет Федерации, а сразу был направлен на рассмотрение в Государственную Думу. По его мнению, скорость прохождения законопроекта связана с двумя факторами – необходимостью сокращения государственного аппарата и федерального бюджета. К сожалению, такой подход чреват негативными последствиями, что мы видели на примере Лесного кодекса и последовавшей неспособности регионов самостоятельно бороться с массированными лесными пожарами.

Предлагаемая, в частности, в настоящее время подмена реального контроля перемещаемой пищевой продукции чисто документальным никак не может способствовать уменьшению рисков. Не стоит забывать о том, что есть хорошо организованные силы, готовые поставлять на российский рынок продукты питания, не соответствующие нашим нормам безопасности.

В своем выступлении генеральный директор Росптицесоюза Галина Бобылева отметила, что в последние годы происходит стремительное наращивание темпов отечественного производства мяса птицы. За последние три года построено 370 новых крупных предприятий, ежегодный прирост производства мяса птицы составляет 16%, или 300 тысяч тонн. В течение ближайших лет Россия готова выйти на мировые мясные рынки, но принятие обсуждаемого в Государственной Думе проекта закона о ветеринарии не позволит России экспортировать ни мясо птицы, ни свинину, ни другие виды продукции животного происхождения.

Для того, чтобы российская ветеринарная служба могла контролировать безопасность продукции животноводства, необходимо воссоздание профессиональной вертикали, способной реально контролировать эпизоотическую и пищевую безопасность в стране.

Выступая от имени Национального союза свиноводов, объединяющего 90% отечественных индустриальных производителей свинины, его генеральный директор, Юрий Ковалев, отметил, что в настоящее время огромными усилиями происходит восстановление российского свиноводства как отрасли.

Если еще в 2005 году отрасль переживала тяжелейший системный кризис, то к настоящему времени объем производства утроился. В отрасль приходят инвестиции, в сельской местности создано 150 тысяч новых рабочих мест. На июльском заседании Госсовета принято решение превратить отечественные свиноводство и птицеводство в перспективные экспортно-ориентированные отрасли. Однако уже сейчас свиноводство России в связи со вспышкой африканской чумы свиней переживает крайне тяжелые времена. Во многом это обусловлено тем, что ветеринарная служба страны была изуродована в ходе первого этапа административной реформы. Новое ветеринарное законодательство должно исправить существующие недостатки, тогда как в случае принятия сомнительной версии, представленной в Государственную Думу, положение может существенно ухудшиться.

Андрей Терехин, президент Ассоциации операторов российского рынка мяса птицы, отметил, что все добросовестные участники рынка заинтересованы в существовании сквозной системы контроля безопасности пищевой продукции по все цепочке от производителя до конечного потребителя. Для этого необходимо усиление ветеринарной службы России и ее централизация. Он напомнил, что на внешних рынках она сталкивается с такими мощными ветеринарными службами, как американская или европейские, лоббирующими интересы своего производителя. Без такого паритета Россия никогда не сможет стать державой, экспортирующей продукцию животного происхождения.

Исполнительный директор Рыбного союза Сергей Гудков напомнил об объемах инвестиций, необходимых для развития отечественной аквакультуры и восстановления системы предприятий по выращиванию и переработке рыбы. Размер необходимых инвестиций лишь в предприятия аквакультуры оценивается в один миллиард долларов. При этом он напомнил о рисках, которые потенциально ставят под удар осуществление этих проектов. Уровень этих рисков прямопропорционально зависит от уровня эпизоотической безопасности на территории всей страны. В качестве примера возможного ущерба он привел чилийские предприятия по выращиванию лосося, потерявшие, по экспертной оценке, 1 млрд. 200 млн. долларов вследствие вспышки вирусной анемии лососевых. Это произошло потому, что национальная ветеринарная служба Чили не смогла принять адекватных мер для предотвращения вспышки заболевания. Вследствие этого цены на лосося в мире подскочили на 30%.

Руководитель исполнительного комитета Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин заметил, что отсутствие в России адекватной ветеринарной службы может привести к тяжелейшим экономическим последствиям. Уже сейчас вследствие вспышки африканской чумы свиней ощущается дисбаланс ресурсов на региональных рынках. Вместе с тем, угрозы, подобные этой, крайне трудно локализовать, вследствие чего дальнейшее распространение африканской чумы свиней может создать угрозу для европейского свиноводства и серьезно дестабилизировать мировую эпизоотическую и экономическую обстановку. При этом речь идет не только об обороте продукции свиноводства. Фуражное зерно из южных областей России, например, отказываются приобретать в других регионах, не затронутых вспышкой африканской чумы свиней.

Помимо этого, ситуацию усугубляет функциональное разделение национальной ветеринарной службы в ходе административной реформы 2004 года. Ее раздробленность привела к возникновению такого явления, как региональный «экономический эгоизм». Это приводит к сокрытию случаев заболеваний животных и незаконной выдаче ветеринарных сопроводительных документов. Во всех этих случаях и государству, и добросовестному бизнесу, наносится серьезный экономический ущерб. При этом под угрозу ставятся инвестиции, как частных инвесторов, так и государства, а в 2009 году только государственные инвестиции в отечественное животноводство составили более 50 млрд. рублей. Бюджеты государственной ветеринарной службы не увеличиваются адекватно росту производства.

Для обеспечения защиты капиталовложений в АПК необходимо увеличить штат сотрудников, работающих в федеральной службе ветеринарного контроля и надзора и повысить ее дееспособность. Нельзя забывать о том, что риски постоянно растут. Россия может импортировать в 2010 году около 600 тысяч тонн свинины, 400 тысяч тонн свиных субпродуктов, 400 тысяч тонн мяса птицы, 500 тысяч тонн говядины, не считая субпродуктов. Все это увеличивает потенциальные риски заноса новых заболеваний.

Создание современной ветеринарной службы страны – это своего рода государственная страховка интересов самого государства, бизнеса, здоровья российских граждан. Эта проблема стоит крайне остро, что и привело к необходимости проведения сегодняшней открытой дискуссии. На мясном конгрессе в Аргентине, состоявшемся в сентябре этого года, говорилось о том, что Россию следует рассматривать как потенциально одного из ведущих поставщиков продовольствия на мировой рынок. Вместе с тем, мы хорошо понимаем, что никто нам не позволит стать таким поставщиком без соответствующих гарантий.

Таким гарантом должна быть национальная ветеринарная служба. Российская ветеринарная служба должна быть усилена, а ее структура должна обеспечивать возможность полного выполнения ее задач. Это – одна из наиболее насущных задач государственной власти. Риски слишком велики, чтобы их игнорировать. В 2007 году в Китае произошла вспышка болезни, называемой «синее ухо», или репродуктивно-респираторный синдром. Китайская ветеринарная служба скрывала это от Международного эпизоотического бюро. И при этом сама была неспособна справиться с проблемой. В результате Китай за один год потерял 20% своего национального поголовья свиней.

Другой пример – Соединенные Штаты Америки. После вспышки губкообразной энцефалопатии крупного рогатого скота страна не только потеряла международные рынки, но и превратилась в импортера говядины. Национальная вспышка ящура лишила Великобританию миллиардов фунтов стерлингов и миллионов голов скота. Разумные барьеры в торговле необходимы. Существует достаточное сильное лобби, заинтересованное в отмене любого контроля при торговле экзотическими животными, собаками, кошками, и кормами для них. В том законопроекте, который начал свое хождение в Государственной Думе, такой контроль не предусмотрен.

Вместе с тем, отсутствие такого контроля резко увеличивает риски, связанные с появлением в России редких и экзотических болезней. Как это может сказаться на общей эпизоотической ситуации в стране, предсказать невозможно. Ассоциация зообизнеса, заинтересованная в отмене ветеринарного контроля, в своих узких интересах готова поставить под угрозу биологическую безопасность страны. Закон о ветеринарии должен исключить такую возможность.

Можно напомнить, что в такие страны, как Новая Зеландия, невозможно без специального разрешения ввезти не только живых животных, но и их чучела, корма, продукты питания, предметы из древесины. Если вы попробуете ввезти кусок сала в США для своего украинского приятеля, вам грозит тюрьма. России нужен столь же жесткий подход.

Не стоит забывать и о социальном аспекте обеспечения биологической безопасности. Не секрет, что экономические потери, дестабилизация рынков, неизбежно ведут к росту цен. Серьезную обеспокоенность Национальной мясной ассоциации вызывает и наличие в стране нелегальных и полулегальных предприятий по производству пищевых продуктов животного происхождения. Их существование приводит не только к угрозе здоровья населения, но и к созданию условий для недобросовестной конкуренции. С этим явлением также невозможно справиться без сильной и единой национальной ветеринарной службы. Отечественному бизнесу необходимо создание равных условий для всех участников рынка, иначе незаконное предпринимательство получает незаслуженное преимущество. Нам необходима сильная государственная ветеринарная служба.

Заместитель руководителя, главный ветеринарный инспектор России Николай Власов поблагодарил представителей делового сообщества за приглашение принять участие в заседании круглого стола, посвященного озабоченности бизнеса в связи с обсуждением в Государственной думе нового законопроекта о ветеринарии. Далее он отметил, что на данном этапе исторического развития, когда мы ушли от системы тотального контроля, само понятие административных барьеров превратилось во что-то непристойное, тогда как наличие системы продуманных административных барьеров составляет суть любого законодательства. Эти барьеры должны быть необходимы для борьбы с реальными угрозами и рисками.

Применительно к ветеринарному законодательству, это означает, что оно должно прежде всего обеспечить одно важное условие - национальная ветеринарная служба должна быть прежде всего единой. Иначе она не будет эффективной. Она находится в состоянии, я не побоюсь этого слова, постоянной войны с болезнями. Ей нужна не просто вертикаль власти – ей нужна командная вертикаль. Иногда, при определенных эпизоотических ситуациях, счет идет буквально на часы.

В СССР, как известно, произошла крайне серьезная вспышка африканской чумы свиней. Тогда благодаря безупречной работе властной вертикали в ветеринарии она была ликвидирована всего за один месяц, тогда как при нынешнем состоянии ветеринарной службы страны эпизоотия африканской чумы свиней охватила весь юг России. Нельзя при этом забывать и о том, что ухудшилась ситуация по целому ряду других заболеваний – туберкулезу, бруцеллезу, сибирской язве, классической чуме свиней, и т.п.

При этом 75% всех болезней являются антропозоонозными, то есть общими для животных и человека. Другим крайне важным обстоятельством является то, что уровень защиты животных и населения должен быть одинаковым на территории всех субъектов Федерации. Это практически недостижимо, пока в стране имеется около 90 независимых ветеринарных служб, включая федеральный и субъектовый уровни, а также ветеринарные службы отдельных ведомств.

Отвечая на вопрос о наиболее целесообразных действиях в отношении нового закона о ветеринарии, Николай Власов отметил, что с его точки зрения необходимо прекращение процедуры прохождения в Государственной Думе поступившего в нее законопроекта, и профессиональное широкое обсуждение двух версий закона – одной, подготовленной в Минсельхозом России совместно с Россельхознадзором и ветеринарными службами субъектов Федерации, размещенного на сайте Россельхознадзора для открытого обсуждения, и второй, подготовленной рабочей группой Департамента государственного регулирования в экономике Минэкономразвития России.

Лилия Сургучева, выступая от имени Департамента ветеринарии Министерства сельского хозяйства России, отметила, что ветеринария представляет собой крайне специфическую область деятельности. Любые непродуманные нововведения могут привести к крайне негативным последствиям. В этой связи Минсельхоз России продолжит практику приглашения представителей деловых кругов для участия в отраслевых комиссиях.

От имени Секретариата Комиссии Таможенного союза Людмила Чеглик напомнила о том, что существует договорно-правовая база соглашений по ветеринарным и фитосанитарным нормам, которые создавались с учетом требований ВТО, Евросоюза и таких уважаемых международных организаций, как Международное эпизоотическое бюро. Важнейшим условием существования Таможенного союза является свободное передвижение безопасной продукции по всей его территории. В этом контексте слово «безопасной» является ключевым.

Все три страны Таможенного союза нацелены на расширение экспорта своей продукции в третьи страны. При этом свободный экспорт может строиться только на полном уважении международных требований. У нас есть единые ветеринарные требования, единый рынок, общая граница. В таких условиях вопросы безопасности должны решаться на системном уровне. Территория единого таможенного пространства должна обеспечиваться одинаковыми требованиями к ее безопасности на всем ее протяжении. Только в этом случае мы сможем создать систему производства конкурентоспособной пищевой продукции, обеспечить экспортно-ориентированный характер экономики Союза.

Такая стратегия Таможенного союза будет одобрена на уровне глав правительств или президентов входящих в него трех стран. В настоящее время ведется активная работа по созданию технических регламентов Таможенного союза. При этом регламентируется как общая безопасность пищевой продукции, так и отдельных ее видов. Мы нацелены на сотрудничество с реальным сектором производства, и приветствуем участие бизнеса в экспертной работе. В отношении конкретных законодательных актов мы конечно же руководствуемся принципом примата международного права.

Выступая от имени Российской Ветеринарной ассоциации Евгений Непоклонов также подчеркнул необходимость соответствия отраслевого законодательства основополагающим принципам международного права. Применительно к закону о ветеринарии, это означает, что он должен соответствовать принципам Международного эпизоотического бюро. Эти принципы прежде всего означают, что ветеринарная служба должна быть единой, управляемой и эффективной.

Только такая служба будет иметь кредит доверия, что позволит ей общаться с ветеринарными службами других стран на одном уровне. Это означает, что закон о ветеринарии, в какой бы редакции он ни был бы принят, должен пройти экспертизу на его соответствие принципам кодекса Международного эпизоотического бюро.

Тот вариант закона о ветеринарии, который уже прошел первое чтение в Государственной Думе, не выдерживает никакой критики. Кстати, он так и не был представлен на экспертизу профессионального ветеринарного сообщества. Вместе с тем, существует альтернативный вариант закона, который давно уже представлен на веб-сайте Россельхознадзора, на форуме которого он проходит профессиональное обсуждение в режиме реального времени. «Реформаторы» ветеринарии не заметили этот законопроект, как будто он и не существует. Что будет дальше?

Если будет принят тот законопроект, который готовили люди, знакомые с ветеринарией понаслышке, если так и не будет создана вертикаль принятия и исполнения решений, если он не будет соответствовать требованиям международного законодательства, то будет именно то, о чем предупреждают представители бизнеса. Будут очень серьезные проблемы.

Категории: Руководство

Ключевые слова: Совещание, Ветеринария, Власов Н. А.

Новости по теме

Об участии руководства Россельхознадзора в совещании по актуальным вопросам в сфере ветеринарии  / 16.11.2017

Видео: Николай Власов принял участие в мероприятиях II Новосибирского агропродовольственного форума  / 13.11.2017

Сергей Данкверт встретился с Советником Министра Республики Армения Арменом Айрапетяном  / 31.10.2017

Россельхознадзор принял участие в заседании правительственной подкомиссии по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти  / 27.10.2017

Сергей Данкверт ознакомился с работой Саратовской межобластной ветеринарной лаборатории  / 26.10.2017

О предстоящем визите в Саратовскую область Руководителя Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Сергея Данкверта  / 23.10.2017

Николай Власов принял участие в подписании четырёхстороннего соглашения о сотрудничестве по противодействию фальсификации молочной продукции в Санкт-Петербурге  / 12.10.2017

Николай Власов принял участие в заседании Экспертно-консультационного совета по ветеринарии при Национальном Союзе свиноводов  / 04.10.2017

В Йошкар-Оле состоятся публичные слушания Управления Россельхознадзора по Нижегородской области и Республике Марий Эл  / 17.08.2017

Сергей Данкверт провел рабочее совещание с представителями крупных торговых сетей  / 15.08.2017

-->