Добро пожаловать на официальный сайт Россельхознадзора!
|
Нормативные документы

В данном разделе размещаются актуальные версии нормативно-правовых актов (законы, приказы, указы, решения Верховного суда РФ и др.), представляющие интерес для специалистов в области ветеринарии и фитосанитарии.

Дополнительную информацию Вы можете получить, задав вопрос в разделе "Электронная приемная".

Письмо

"О представлении от 15.04.2010 № 23/2-860-2010"


Содержание

  1. Письмо "О представлении от 15.04.2010 № 23/2-860-2010"

Текст документа в формате pdf.

О представлении от 15.04.2010 № 23/2-860-2010

Уважаемый Александр Эммануилович!

Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору рассмотрела представление Генеральной прокуратуры Российской Федерации «Об устранении нарушений фитосанитарного и ветеринарного законодательства в сфере импорта продовольственной продукции» от 15.04.2010 № 23/2-860-2010 (далее – Представление) и по затронутым вопросам сообщает следующее.

1. Об обеспечении пунктов пропуска через таможенную границу Российской Федерации технологическим оборудованием, необходимым для проведения ветеринарного, карантинного и фитосанитарного контроля.

Со времен СССР пункты пропуска находились на балансе таможенных органов и транспортных ведомств по видам международных сообщений. Функции обустройства пунктов пропуска на Минсельхоз России и его подведомственные учреждения, ФГУ «Росгоскарантин», а в дальнейшем на Россельхознадзор, не возлагались и финансирование на эти цели не выделялось.

В тоже время Россельхознадзор принимает активное участие в обеспечении оборудованием пунктов пропуска на Государственной границе Российской Федерации.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 мая 2006 года № 312 «О паспортах пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации» в 2006 году в составе межведомственной комиссии Минтранса России Россельхознадзор принял участие в проведении паспортизации пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации.

Анализ полученных данных показал, что более 80% пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации (далее – пункт пропуска) спроектированы и построены без учета мирового опыта и не имеют необходимой инфраструктуры.

По результатам паспортизации была отмечена необходимость разработки единых требований к оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимые для организации ветеринарного и карантинного фитосанитарного видов контроля.

Указом Президента Российской Федерации от 11 октября 2007 года № 1359 «О Федеральном агентстве по обустройству государственной границы Российской Федерации» функции по определению и реализации государственной политики по обустройству Государственной границы Российской Федерации, созданию, развитию и обеспечению деятельности пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации возложены на Федеральное агентство по обустройству государственной границы Российской Федерации.

В 2007 - 2008 годах Россельхознадзором совместно с Минсельхозом России были разработаны Типовые требования к оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимые для организации государственного карантинного фитосанитарного и ветеринарного видов контроля осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, которые были утверждены приказами Минсельхоза России от 23 июня 2008 года № 271 и №270 соответственно.

По мере завершения строительства (реконструкции) пунктов пропуска территориальные управления Россельхознадзора принимают участие в работе межведомственных комиссий по их приемке и открытию для эксплуатации только при условии выполнения инициатором установления и открытия (модернизации) пункта пропуска в соответствии с приказами Минсельхоза России от 23 июня 2008 года № 270 и № 271.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21.02.2008 № 109 «Об определении перечней пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, специально оборудованных и предназначенных для ввоза на территорию Российской Федерации животных, продуктов животноводства и кормов, подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза)» (далее – постановление Правительства Российской Федерации) Минсельхозом России по предложениям Россельхознадзора разработан, согласован с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и внесен в Правительство Российской Федерации проект постановления Правительства Российской Федерации «Об определении пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, предназначенных для ввоза на территорию Российской Федерации животных, продуктов животноводства и кормов, подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза)» (далее – проект постановления).

При подготовке этих предложений Россельхознадзором учитывались интенсивность перемещения поднадзорных Россельхознадзору грузов, а также оборудование и техническое оснащение пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации.

На основании соответствующих приказов Росграницы на реконструкции находятся такие пункты пропуска, как: Ростов - на - Дону, Мурманск, Темрюк, Усть-Луга, Москва (Домодедово), Кавказ, Новосибирск (Толмачево), Оля, Восточный и другие.

2. О закупке дорогостоящего лабораторного оборудования для подведомственных учреждений, оказывающих платные услуги участникам внешнеэкономической деятельности, из средств федерального бюджета.

В 2008-2009г.г. за счет средств федерального бюджета Россельхознадзором осуществлялось техническое перевооружение подведомственных федеральных государственных учреждений и было приобретено лабораторное оборудование и расходные материалы в рамках централизованных закупок в целях:
- предупреждения распространения заболевания птиц гриппом на территории Российской Федерации;
- реализации Плана мероприятий для обеспечения выполнения требований Соглашения ВТО по СФС при вступлении России в ВТО.

На эти цели в 2008 году из федерального бюджета было предусмотрено 1 072,3 млн. рублей, в 2009 – 358,02 млн. рублей.

В соответствии с нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации эти средства федерального бюджета не могли быть предназначены для оснащения пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации технологическим оборудованием.

3. О принятии мер по недопущению ввоза и оборота на территории Российской Федерации подконтрольных грузов, не соответствующих российским требованиям и нормам.

В настоящее время на законодательном уровне закреплено понятие «таможенная территория», согласно которому в связи с отсутствием необходимой инфраструктуры в пунктах пропуска осуществляется оформление подконтрольных грузов в режиме внутреннего таможенного транзита. Полное таможенное оформление, включая ветеринарный и карантинный фитосанитарный виды контроля, осуществляются на складах временного хранения и таможенных складах.

По результатам указанных видов контроля должностными лицами Россельхознадзора принимаются решения о пропуске подконтрольных грузов, их возврате в случае выявления несоответствия российским требованиям и нормам, уничтожении (утилизации), изменению условий использования, проведении лабораторных исследований, направлении на обеззараживание.

Для повышения эффективности обеспечения безопасности ввозимых подконтрольных грузов, по инициативе Россельхознадзора Минсельхозом России совместно с ФТС России был издан приказ от 05.11.2009г. № 542/2013 «О ветеринарно-санитарных требованиях к складам временного хранения и таможенным складам».

В соответствии с поручением Президента России и Правительства Российской Федерации Россельхознадзор, начиная с 2006 года, совместно с МВД России и ФТС России участвует в реализации межведомственных планов мероприятий по пресечению незаконного ввоза и оборота мяса и мясопродукции на территории Российской Федерации.

Так, в 2008 году Россельхознадзором совместно с региональными органами МВД России, ФТС России и Роспотребнадзором были проведены комплексные проверки 12812 предприятий, в результате которых было выявлено более 5700 нарушений российского законодательства.

Общий объем выявленной в ходе проверок поднадзорной продукции с различными нарушениями ветеринарного законодательства составил более 42 тысяч тонн, из них изъято из оборота опасной продукции около 27 тысяч тонн, утилизировано или уничтожено более 6 тысяч тонн. Возбуждено более 4200 дел об административных правонарушениях, взыскано штрафов на сумму более 7800 тыс. руб.

В 2009 году были проведены комплексные проверки 8366 предприятий, в результате которых выявлено более 2356 нарушений российского законодательства. Общий объем изъятой из оборота в ходе проверок опасной поднадзорной продукции с различными нарушениями ветеринарного законодательства составил более 309 тонн, утилизировано или уничтожено более 21 тонны. Возбуждено более 1826 дел об административных правонарушениях, наложено штрафов на сумму более 8 800 000 руб.

Таким образом, Россельхознадзором проводится значительная работа по недопущению ввоза и оборота в стране подконтрольных грузов, не соответствующих российским требованиям и нормам. Россельхознадзором в дальнейшем будет осуществлен комплекс мер, направленных на усиление контроля по недопущению ввоза в страну недоброкачественной и опасной подконтрольной продукции.

4. О заключении государственных контрактов на поставку лабораторного оборудования юридическими лицами, не наделенными соответствующими полномочиями.

Программой мероприятий по реализации ФЦП Граница Россельхознадзор определен государственным заказчиком Программы и должен создавать условия для осуществления законных полномочий по защите и охране государственной границы в виде технического оснащения пунктов пропуска через границу.

В целях реализации мероприятий ФЦП Граница, Россельхознадзором в 2008-2009г.г. были изданы приказы от 29.02.2008 №29-ДСП и от 27.10.2008 №370-ДСП о закупке технических средств. Указанными приказами было правомерно поручено ФГУ «Тульская межобластная ветеринарная лаборатория» осуществить приобретение технических средств, предназначенных для оснащения подразделений территориальных управлений в пунктах ветеринарного контроля, и в соответствии с законодательством Российской Федерации передать его территориальным управлениям Россельхознадзора, осуществляющим деятельность в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации.

Согласно статье 4 Федерального закона от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд» государственными заказчиками могут выступать государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, а также бюджетные учреждения.

В соответствии с определенной Россельхознадзору ведомственной структурой расходов федерального бюджета, утвержденной Федеральным законом от 24.11.2009 №204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов», финансирование ФЦП «Государственная граница Российской Федерации (2003-2010 годы) (далее – ФЦП Граница) предусмотрено в рамках финансирования выполнения функций бюджетными учреждениями (КБК 081 04 05 1001000).

Соответственно, в целях соблюдения Федерального закона «О федеральном бюджете на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов» Россельхознадзор довел указанное финансирование до ФГУ «Тульская межобластная ветеринарная лаборатория» и поручил осуществить приобретение технических средств, предназначенных для оснащения подразделений в пунктах ветеринарного контроля.

Нарушений требований Федерального закона от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд» и норм Федерального закона от 24.11.2009 №204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов» допущено не было.

5. О создании Россельхознадзором противоречащих требованиям антимонопольного законодательства и порождающих дополнительные финансовые затраты участников внешнеэкономической деятельности схем оказания подведомственными учреждениями услуг.

Статьей 4 Федерального закона от 15.07.2000 № 99-ФЗ «О карантине растений» установлено, что к полномочиям Российской Федерации по обеспечению карантина растений относится проведение контрольных обследований подкарантинных объектов.

Лабораторный анализ и экспертиза подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) в целях установления ее карантинного фитосанитарного состояния согласно статье 14 этого федерального закона проводится органами и организациями государственной службы карантина растений Российской Федерации.

Пунктом 12 Порядка организации работ по выдаче Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору фитосанитарных сертификатов и карантинных сертификатов на подкарантинную продукцию (подкарантинный материал, подкарантинный груз), утвержденного приказом Минсельхоза России от 14.03.2007 № 163 (зарегистрирован Минюстом России 20.04.2007 № 9304), предусмотрено, что фитосанитарные сертификаты и карантинные сертификаты выдаются на основании заключения о карантинном фитосанитарном состоянии подкарантинной продукции, выданного организациями, подведомственными федеральному органу исполнительной власти по обеспечению карантина растений – Россельхознадзору.

В целях обеспечения эффективного осуществления возложенных на Россельхознадзор задач в его ведение на основании постановления Правительства Российской Федерации от 08.12.2004 № 754 «О мерах по обеспечению деятельности Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору» переданы федеральные государственные учреждения.

Полномочия по осуществлению контроля фитосанитарного состояния подкарантинных объектов закреплены за Россельхознадзором, в связи с чем, федеральные государственные учреждения, подведомственные Россельхознадзору, осуществляют исключительно лабораторный анализ и экспертизу поступающей в Россию подкарантинной продукции, на основании которых устанавливается карантинное фитосанитарное состояние подкарантинных объектов и подкарантинной продукции и принимаются соответствующие решения.

Такая деятельность федеральных государственных учреждений не противоречит законодательству, а предназначена исключительно для принятия Россельхознадзором решений по недопущению ввоза в Российскую Федерацию опасной продукции.

По вопросу заключения территориальными управлениями Россельхознадзора с подведомственными Россельхознадзору федеральными государственными учреждениями соглашений (порядков взаимодействия) в сфере карантина растений с нарушением требований антимонопольного законодательства сообщаем.

Территориальным управлениям в целях устранения выявленных нарушений поручено привести указанные соглашения (порядки взаимодействия) в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе, Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». 6. По вопросу осуществления Россельхознадзором правового регулирования в сфере импорта продовольственных товаров.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.03.2010 № 299-р утвержден План мероприятий по совершенствованию контрольно-надзорных и разрешительных функций и оптимизации предоставления государственных услуг, оказываемых федеральными органами исполнительной власти, в сфере сельского хозяйства.

Пунктом 1 указанного Плана предусмотрена разработка проекта Федерального закона, направленного на совершенствование правового регулирования в области обеспечения карантина растений, оптимизацию функций и процедур, связанных с обеспечением карантина растений и государственного карантинного фитосанитарного контроля при ввозе подкарантинной продукции на территорию Российской Федерации, предусматривающего, в том числе, отмену требований о сопровождении карантинным сертификатом ввезенной подкарантинной продукции при перемещении по территории Российской Федерации, а также прекращение практики сопровождения карантинным сертификатом импортной подкарантинной продукции при ее внутрирегиональных и межрегиональных перевозках.

Во исполнение указанного распоряжения Правительства Российской Федерации Минсельхозом России утверждено соответствующее распоряжение о реализации указанных мероприятий, и Планом организации законопроектных работ Минсельхоза России в 2010 году (утвержден распоряжением Минсельхоза России от 25.03. 2010 № 27-р) новый проект Федерального закона «О карантине растений» предусмотрен к разработке.

Срок внесения указанного законопроекта в Правительство Российской Федерации – май 2010 года.

Учитывая сжатые сроки исполнения поручения Правительства Российской Федерации и в целях оперативного исполнения распоряжения Минсельхоза России, оптимизации контрольно-надзорных функций и устранения административных барьеров, Россельхознадзором письмом от 05.03.2010 № ФС-5/2033 поручено территориальным управлениям Россельхознадзора прекратить практику сопровождения карантинным сертификатом импортной подкарантинной продукции при ее внутрирегиональных и межрегиональных перевозках.

7. Об обеспечении информирования уполномоченных органов о введении Россельхознадзором запретов и ограничений .

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.12.2005 №733 «О дополнительных мерах по регулированию импорта говядины, свинины и мяса домашней птицы в 2006-2009 годах» Россельхознадзором осуществлялось информирование Минэкономразвития России об изменениях эпизоотической обстановки в странах экспортерах и мерах, принимаемых по введению и отмене соответствующих ограничений по телефонам (факсам), указанным в соответствующих письмах Минэкономразвития России. Однако, по техническим причинам не вся информация доводилась в полном объеме.

В период рассмотрения возбужденных ФАС России в отношении Россельхознадзора и Минэкономразвития России дел по искам ООО «ГПК «Рубеж» и ООО «Продимпорт», Россельхознадзором были приняты меры по устранению и недопущению таких ошибок, освобожден от занимаемой должности начальник структурного подразделения, ответственный за обеспечение информирования Минэкономразвития России.

В настоящее время информация о введении и отмене полного (или частичного) запрета (ограничения) на ввоз продукции из государств-поставщиков по причине неблагоприятной эпизоотической обстановки оперативно размещается на официальном сайте Россельхознадзора http://www.fsvps.ru/ в разделе «Ввоз. Вывоз. Транзит», с последующим информированием ФТС России, Минэкономразвития России, Минпромторга России, Минсельхоза России и МВД России.

Кроме того, в каждом решении Россельхознадзора о введенных ограничениях и запретах имеется поручение, согласно которому территориальные управления Россельхознадзора обязаны доводить эту информацию до сведения всех заинтересованных органов и лиц, включая местные органы ФТС России и участников ВЭД.

При этом следует иметь в виду, что согласно статье 66 Таможенного кодекса Российской Федерации, выпуск подконтрольных Россельхознадзору грузов таможенными органами возможен только после завершения ветеринарного контроля, поэтому неизвещение Минэкономразвития России о запретах и ограничениях не может отрицательно повлиять на эффективность заградительных мер.

8. О нарушении Федерального закона от 21.04.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

По фактам нарушений, указанных в представлении, проведена служебная проверка, в результате которой на должностных лиц, ответственных за организацию этой работы в подразделениях центрального аппарата Россельхознадзора, наложены дисциплинарные взыскания (приказ от 12.05.2010 № 162).

Учитывая изложенное, Россельхознадзором в дальнейшей работе будет уделяться особое внимание вопросам, отмеченным в представлении Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 15.04.2010 № 23/2-860-2010.

Представление рассмотрено на совещании 18 мая 2010 года в Россельхознадзоре с участием представителей Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

Одновременно сообщаем, что в настоящее время Россельхознадзором разрабатывается план мероприятий по устранению нарушений, отмеченных в представлениях Генеральной прокуратурой Российской Федерации от 15.04.2010 № 23/2-860-2010 и от 26.04.2010 № 72/3-66-2010.

И.о. Руководителя
Г.К. Ковалев

Ключевые слова:

Ковалев Г. К.